Научная статья на тему 'ШАХМАТНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ШАХМАТНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ШКОЛЬНИК / ШКОЛЬНАЯ СРЕДА / ШАХМАТЫ / ADAPTATION / ATTENTION / MEMORY / MENTAL PERFORMANCE / SCHOOL STUDENT / SCHOOL ENVIRONMENT / CHESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семянникова Валентина Владимировна

В статье рассматривается проблема повышения адаптации детей младшего школьного возраста посредством шахматной игры. Учитывая положительное влияние шахматной игры на всестороннее развитие личности и его адаптационных возможностей, целесообразно использовать шахматную игру, как один из важнейших элементов внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками. Младший школьный возраст важный период становления личности. Ребенок приобретает новый социальный статус, связанный с учебной деятельностью, вместе с тем, начинает испытывать ряд проблем, в первую очередь связанных с его адаптацией к школьной среде. Основным видом деятельности в этом возрасте становится учебный вид деятельности. Но ребенок, как и прежде, имеет потребность в игре. Ввиду возрастных особенностей детей младшего школьного возраста одним из важнейших средств в стимулировании развития адаптивности является игра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семянникова Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME OF CHESS AS A MEANS OF ADAPTATION OF PRIMARY SCHOLARS

This article deals with the problem of increasing the adaptation of primary scholars through the game of chess. Considering the positive impact of the game of chess on full development of the human personality and its adaptive capabilities, it is advisable to use the game of chess as one of the most important elements of extracurricular educational work with primary school students. Primary school age is an important period in personality formation. The child acquires a new social status associated with learning activity. Yet, he begins to experience a number of problems, mostly related to his school environment adaptation. The main activity at this age is learning, but the child still has a need for play. In view of the age characteristics of primary school children, one of the most important means of enhancing adaptability skills is a game.

Текст научной работы на тему «ШАХМАТНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

необходимо упростить и автоматизировать программное обеспечение, с помощью которого осуществляются тренировки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дзюбич, Д.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте / Д.К. Дзюбич, Е. Б. Ольховская // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития : материалы Региональной студенческой научно-практической конференции, 8 апреля 2015 г., г Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 2015. - С. 45-48.

2. Иванова, Л. А. Анализ информационных технологий в области физической культуры и спорта / Л.А. Иванова, О.В. Савельева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2015. - № 8 (август). - С. 81-85. - URL : http://e-koncept.ru/2015/15273.htm (дата обращения: 01.01.2020).

3. Компьютерные технологии в оздоровительной физической культуре: решение, проблемы и перспективы / В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин, О.В. Тиунова, Д.В. Куличевский // Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры. - Москва, 1993. - С. 55-82.

REFERENCES

1. Zubic, D.K. and Olkhovskaya, E B. (2015), "Information technologies in physical culture and sport", Physical culture, sport and health of students in modern conditions: problems and prospects of development: materials, scientific method, Russian state Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, pp. 45-48.

2. Ivanova, L.A and Saveleva, O.V. (2015), "Analysis of information technologies in the field of physical culture and sports", Scientific and methodological electronic journal "Concept", pp. 81-85.

3. Zaytseva, V. V., Sonkin, V. D., Tiunova, O. V. and Kalichevsky, D. V. (1993), "Computer technologies in health-improving physical culture: solutions, problems and prospects", Collection of scientific papers of the All-Russian Scientific Research Institute of Physical Culture, Moscow, pp. 55-82.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.06.2020

УДК 794.1

ШАХМАТНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Валентина Владимировна Семянникова, кандидат педагогических наук, Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

Аннотация

В статье рассматривается проблема повышения адаптации детей младшего школьного возраста посредством шахматной игры. Учитывая положительное влияние шахматной игры на всестороннее развитие личности и его адаптационных возможностей, целесообразно использовать шахматную игру, как один из важнейших элементов внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками. Младший школьный возраст важный период становления личности. Ребенок приобретает новый социальный статус, связанный с учебной деятельностью, вместе с тем, начинает испытывать ряд проблем, в первую очередь связанных с его адаптацией к школьной среде. Основным видом деятельности в этом возрасте становится учебный вид деятельности. Но ребенок, как и прежде, имеет потребность в игре. Ввиду возрастных особенностей детей младшего школьного возраста одним из важнейших средств в стимулировании развития адаптивности является игра.

Ключевые слова: адаптация, внимание, память, умственная работоспособность, школьник, школьная среда, шахматы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p319-323

GAME OF CHESS AS A MEANS OF ADAPTATION OF PRIMARY SCHOOLARS

Valentina Vladimirovna Semyannikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bunin Yelets State University

Abstract

This article deals with the problem of increasing the adaptation of primary scholars through the game of chess. Considering the positive impact of the game of chess on full development of the human personality and its adaptive capabilities, it is advisable to use the game of chess as one of the most important elements of extracurricular educational work with primary school students. Primary school age is an important period in personality formation. The child acquires a new social status associated with learning activity. Yet, he begins to experience a number of problems, mostly related to his school environment adaptation. The main activity at this age is learning, but the child still has a need for play. In view of the age characteristics of primary school children, one of the most important means of enhancing adaptability skills is a game.

Keywords: adaptation, attention, memory, mental performance, school student, school environment, chess.

ВВЕДЕНИЕ

Адаптационный процесс и успешное развитие адаптивности для формирующейся личности ребёнка, являются сложными явлениями в том числе если окружают достаточно хорошие условия социального характера [1]. Адаптация младших школьников сложный процесс, который не всегда может протекать гладко, поскольку условия адаптации предполагают не только приспосабливание обучающихся, однако и устройство окружающих обстоятельств для дальнейшего формирования детей. В данном случае обучающиеся узнают себя в современной школьной обстановке творцом своей жизни, в данном случае сформировываются психологические качества и умения, позволяющие в нужной степени соответствовать социальным нормам и требованиям, кроме того, формируется способность развиваться в данной среде, реализовать свои потребности не входя в противоречие. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между необходимостью стимулирования развития адаптивности детей младшего школьного возраста и недостаточным вниманием к реализации этой задачи посредством шахматной игры. Выявленное противоречие определило проблему исследования, сущность которой заключается в разработке методики реализации потенциала шахматной игры в стимулировании развития адаптивности младших школьников.

Объект исследования - процесс внеурочной воспитательной работы со школьниками; предмет исследования - методика обучения шахматной игре, направленная на стимулирование развития адаптивности младших школьников. Цель исследования - разработать и экспериментально проверить методику шахматных занятий, стимулирующую развитие адаптивности младших школьников. В основу гипотезы положено предположение о том, что адаптивность - как качество личности формируется в раннем возрасте. Одним из средств, стимулирующих развитие адаптивности, выступает игра, в том числе шахматная игра. Шахматы позволяют создавать ситуации, требующие адаптации к ним, накапливать опыт в адаптации к новым ситуациям, что развивает адаптивность. Действенность шахматной игры, стимулирующая развитие адаптивности младших школьников во внеурочное время, может быть обеспечена, если: шахматная игра наиболее полно реализуется в рамках создания ситуаций развития, требующих от школьников инициативы, активности в разрешении подобных ситуаций, накопление опыта адаптивности; ситуации развития моделируются в шахматной игре поэтапно, постепенно усложняясь, побуждая детей к поиску вариативности, самоопределению, достижению и утверждению успешности в них; дети мотивированы, активны, стараются проявить инициативу в поис-

ке творческих вариативных решений, возникающих шахматных ситуаций развития. Ситуации развития в шахматной игре представляются в различных формах, требующих от детей не только мыслительного, но и творческого проявления [2].

Адаптация в первую очередь процесс приспособления к среде жизнедеятельности, к ее условиям, адекватное взаимодействие с окружающими. При поступлении в образовательное учреждение безусловно вносятся значительные корректировки в жизнедеятельность детей. Если раньше ведущий вид деятельности ребенка был игровой, то сейчас ведущим видом деятельности становится учебный. Изменяется его социальный статус -появляется новая социальная роль «ученик», вместе с которой у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.

Шахматные занятия проходят в игровой форме, что помогает детям плавно переходить от одного вида деятельности к другому. При игре в шахматы у ребенка формируются лидерские качества, стремления к успеху, появляется ответственность за принятые решения. Ребенок начинает считать ответственным за свою деятельность только самого себя, не перекладывая ее на кого-то другого.

Теоретическая часть занятия по шахматам развивает аналитическое мышление, фантазию, умение систематизировать информацию и память. Это помогает в учебной деятельности по другим предметам, среди школьников, занимающихся шахматами, растет успеваемость, учебный процесс становится более интересным и результативным.

Шахматная партия имеет временные ограничения на обдумывание ходов, в ходе игры дети учатся решать определенную, конкретную задачу в отведенное на это время. У школьника вырабатывается дисциплина, развивается способность к концентрации внимания, что помогает ему не только в учебной деятельности, но и в адаптации к новому режиму дня. Ребенок начинает планировать свое время.

При разборе шахматных партий на уроке, у ребенка развивается речь, он учится четко излагать свои мысли, пояснять педагогу и своим одноклассникам как он пришел к конкретному решению, в его обиходе появляются совершенно новые термины, что, несомненно, повышает речевую культуру школьника. Ребенок также учится принимать мнения других, но вместе с тем и отстаивать свою точку зрения на то или иное решение.

Все эти факторы помогают школьнику приспособиться к новым условиям, а коллективная работа в процессе решения шахматных задач и их обсуждения способствует скорейшей адаптации ребенка. На уроке ребята поочередно играют друг с другом, что позволяет входить в контакт со всеми участниками коллектива, задача педагога состоит в том, чтобы все дети были задействованы.

Таким образом, шахматное занятие - это широко направленный процесс, формирующий личность школьника, в умственном, социальном и эмоциональном направлениях, способствующий скорейшей адаптации к школе. На наш взгляд, учитывая положительное влияние шахматной игры на всестороннее развитие личности и его адаптационных возможностей, целесообразно использовать шахматную игру как один из важнейших элементов внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По итогам реализации экспериментальной методики проведена контрольная диагностика уровня развития адаптивности младших школьников. Оценка проводилась как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Полученные результаты показывают, что в экспериментальной группе активность, усидчивость детей повысилась на 20%, а в контрольной группе осталась на том же уровне; в экспериментальной группе и в контрольной группе работоспособность и любознательность, увеличилась на 20%; в экспериментальной группе самостоятельность и желание научится играть в шахматы повысилась на 40%, а в контрольной группе увеличилась на 20%; в экспериментальной группе стеснительность уменьшилась на 20%, а в контрольной группе осталась на том же

уровне. При этом, наряду с этим мы оценивали динамику шахматного мастерства по в ходе внедрения экспериментальной методики для обучающихся младшего школьного возраста. Мы установили, что в экспериментальной группе на 40% увеличилось количе -ство детей, знающих название всех фигур; в контрольной группе на 80%; в экспериментальной группе 80% детей хорошо ориентируются на шахматной доске, знают шахматную нотацию; в контрольной группе 60% хорошо ориентируются на шахматной доске, знают шахматную нотацию; в экспериментальной группе на 40%; в контрольной группе на 20% увеличилось количество детей умеющих ходить всеми фигурами, знают ценность каждой фигуры; в экспериментальной группе 60% решили несколько задач на темы: «двойной удар», «связка», «вскрытый шах»; в контрольной группе 20% решили несколько задач на темы: «двойной удар», «связка», «вскрытый шах».

Тем временем, повторная диагностика школьной тревожности позволила выявить динамику изменений этого показателя. Можно отметить, что уровень тревожности за время обучения шахматам по авторской методике в экспериментальной группе спал на 13,9%, в то время как в контрольной группе на 1,5%. Показатель школьной тревожности имеет динамику к снижению, дети начали успешнее адаптироваться к школьной среде. Такого результата удалось добиться, благодаря хорошей атмосфере в экспериментальной группе, используя различные игры и упражнения в обучении, дети быстрее адаптировались к коллективу и к школе в целом.

В тоже время, итоговая диагностика познавательной и коммуникативной активности позволила выявить динамику изменений данных показателей. Данный показатель в экспериментальной группе вырос на 20% и составил 84%, в контрольной группе показатель познавательной активности вырос на 8%, итоговый результат 80%. На основании полученных результатов можно отметить положительную тенденцию динамики изменений данного показателя.

ВЫВОДЫ

На итоговом этапе работы - в экспериментальной группе результаты превосходят результаты контрольной группы. Дети лучше усвоили тактические приемы и нотацию в шахматной игре. В экспериментальной группе повысился уровень активности, самостоятельности, любознательности и дисциплинированности, в то время как в контрольной группе показатели активности, дисциплинированности остались на первоначальном уровне. Дети при решении комбинаций, стали стремиться к поиску вариативности решений, самоопределению и утверждению успешности в них. Уровень тревожности в экспериментальной группе заметно спал, дети стали более адаптированы к школьной среде, приняли на себя ответственность за обязанности, связанные с учебной деятельностью и новым распорядком дня. Коммуникативная и познавательная активность заметно увеличилась, дети адаптировались к новому коллективу, стали более активны на уроках. Агрессивность младших школьников обучающихся в экспериментальной группе заметно спала, дети стали проще переживать неудачи и перестали искать причину в окружении, возросла ответственность за свои поступки.

Экспериментальная работа позволила выявить условия эффективности экспериментальной методики:

1. Занятия носят системный характер. Уроки проводятся не реже, чем 2 раза в неделю, продолжительностью не более 45 минут. Время обусловлено возрастными особенностями детей, обычно после 45 минут дети младшего школьного возраста теряют концентрацию внимания, и предмет деятельности им становится неинтересен.

2. Создание дружеской атмосферы в группе. Важно создать благоприятную атмосферу в группе для того, чтобы дети быстрее адаптировались к коллективу.

3. Вызван интерес детей к шахматной игре (с помощью «Легенды о возникновении шахмат» мы вызвали интерес у младших школьников).

4. Индивидуальный подход к ребенку. Упражнения, которые были по силам младшему школьнику.

5. Благоприятные условия организации шахматных занятий (мы устанавливали фото известных шахматистов, различные интересные шахматные комбинации, игровые ситуации в ходе соревнований и т.п.).

6. Творческая личность педагога по шахматам и его готовность дифференцированного подхода к отбору содержания, объему, последовательности и темпу изложения материала для обучения.

7. Преобладает игровая деятельность (игры на внимание, развитие памяти, короткие шахматные партии и т.д.).

8. Внедрение всех видов шахматной игры (шахматная партия, анализ позиций и решение комбинаций, сеанс одновременной игры).

9. Чередование деятельности (игровой, учебной, творческой) на уроке шахмат.

10. Самостоятельная деятельность младших школьников (домашние задания, индивидуальное решение позиций на время).

ЛИТЕРАТУРА

1. Коробейников, П.В. Методика преподавания шахмат у детей дошкольного возраста / П.В. Коробейников, Ю.А. Коробейникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 11 (177). - С. 173-176.

2. Михайлова, И.В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 132-140.

REFERENCES

1. Korobeynikov, P.V. and Korobeynikova, Yu.A. (2019), "Methods of teaching chess to preschool children", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 173-176.

2. Mikhailova, I.V. and Makhov, A.S. (2015), "Chess as a full-fledged sport: contemporary issues and methodological aspects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (124), pp. 132140.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.05.2020

УДК 796.015.6

О СООТВЕТСТВИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ-ДЕВУШЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ТРЕБОВАНИЯМ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Виктор Анатольевич Серебрянников, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Хабаровск

Аннотация

В статье раскрываются проблемы оценки уровня физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Оценка результатов выполнения физических упражнений, направленных на развитие определенных физических качеств, определяется как фактор, имеющий решающее значение в воспитании у курсантов и слушателей чувства осознанной необходимости к своему физическому самосовершенствованию, которое очень необходимо им в дальнейшей служебной деятельности. В работе приведены данные сравнительного анализа результатов, показанных курсантами-девушками в различные годы обучения с требованиями нормативных документов, регламентирующих физическую подготовку сотрудников органов внутренних дел,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.